Пятница
19.04.2024
15:43
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Православное богословие
Главная Регистрация Вход
Тезисы и очерки »
Меню сайта

Категории каталога
Христос и добродетели [59]
О добродетелях во Христе и как нам учиться им.

Наш опрос
Побудили ли материалы сайта к размышлениям?
Всего ответов: 10

Главная » Статьи » Христос и добродетели

Вопрос о спасении и Церкви
Церковь — Тело Христа. Все, кто спасутся — спасутся в Церкви, будут сопричтены к избранному стаду и будут от Единого Пастыря-Христа, подобно тому, как все, кто спасутся, спасены будут Христом. Это аксиома.

Но проблема в том, как определить границы Церкви... Взгляд многих — слишком односторонний, слишком категорический, слишком холодно-логический, не-таинственный, лишённый свободы Божьей любви и милости, не учитывающей практики Церковной...
"Разве не знаете, что святые будут судить даже ангелов?" НО: "Ниневитяне встанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись на проповедь пророка Ионы, а здесь больший, чем Иона. Царица Савская встанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она с конца света пришла послушать мудрость Соломона, а здесь больший, чем Соломон", — говорит Христос.
Святые будут судить, ниневитяне осудят... Они даже не иудеи (о их принадлежности к иудаизму нет никаких сведений...)? Царица Савская осудит: а она иудейка (христианка)?
Господь говорит: "Помилую, кого захочу помиловать".
В пример исполнения заповедей Христос приводит милосердного самарянина (иудейского еретика и раскольника), "Иди и делай и ты так же, — и будешь ЖИТЬ".
Что означает "Ты недалеко от Царства Божьего", — сказанное законнику лишь за то, что тот правильно согласился с Христом относительно двух главных заповедей?

Если "Бог всем хочет прийти в познание истины и спастися", а спасаются лишь те, кто видимо (через Крещение в Новом Завете или обрезание в Старом) принадлежат к Церкви, то почему тогда иудеи не проповедовали язычникам по всему миру Закон? Неужели они могли допустить погибель всего остального человечества? Зачем тогда Господь обещает произвести от наложницы Авраама народ, и быть с сыном Авраама? Ведь народ этот — арабы (мусульмане впоследствии). "Не будет наследовать сын наложницы вместе с сыном свободной", но...

Почему Елисей исцелил Неемана от проказы, и отпустил его, не заставив обрезаться (фактически ветхозаветно креститься)? Неужели Господь явил чудо и отпустил с миром язычника, фактически отпустил "на погибель с миром", так ли получается?

А почему Илья не требовал от вдовы Сарептской иудаизма? Думал ли он подобно Вам: "Пусть погибает язычница" Или по иной причине? Ведь она видела славу пророка и веровала бы ему. "Кто принимает пророка как пророка, получит награду пророка".

Почему Христос исцеляя хананеянку, слугу римского сотника, прощая грехи блуднице, выганяя бесов из Гадаринского бесноватого, не зовёт их за Собой? "Иди, погибай дальше с миром"? Разве так может помышлять Христос?

Более того, те, кто не знали о Церкви, однозначно не были на дороге спасения, по мнению некоторых... Как же тогда "Бог всем хочет прийти в познание истины и спастися". Или эти люди не входят в число "всех"?

А почему на Евхаристии жертва приносится не только о христианах, но "о всех и о вся"?

А каким образом возможны слова Апостола Павла (Римл. 9-11) о том, что "Бог всех заключил в непослушание, чтобы помиловать всех"?

Почему так мало миссионерских миссий среди православных (и других) христиан? Неужели кто думает, что оставляя погибать многих (большую часть человечества), он каким-то образом сумеет спастись, говоря о своей принадлежности к Церкви?

А если вспомнить другие примеры из истории Церкви (например, канонизацию свю Исаака Сирина и Яна  Гуса)?

Думаю, нам не дано познать здесь, в этой жизни, кто войдёт в Царствие, а кто нет. Это тайна.
Соборности Церкви дано ведать святость некоторых людей или порочность, но об остальном судить непросто.
Помните, когда Апостолы по Воскресении спрашивали Христа: "Теперь ли возобновишь Царство Израилю?", Он отвечал: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые ПОЛОЖИЛ ОТЕЦ ВО ВЛАСТИ СВОЕЙ. ВЫ ЖЕ БУДЕТЕ СВИДЕТЕЛЯМИ повсюду, начиная с Иерусалима"...
О спасении людей, которые не принадлежали видимо к Церкви (так же, как и о спасении тех, кто принадлежал) не наше дело знать... Отец положил это в Своей власти... Мы же должны свидетельствовать о спасении в Церкви.

Апостолов, пророков и первохристиан, по-видимому, вопрос о возможном спасении язычников и тех, кто не знал Евангелие, интересовал, но они были оставлены Христом в неведении, чтобы активнее проповедовать явление Церкви. Их задача проповедовать спасение во Христе, в Церкви.

Соединяющийся с благодатью и пребывающий в ней соединится с Церковью. Ведь чтобы стать одним Телом со Христом, следует сочетаться Ему, а это — соединиться с благодатью. Ведь Невеста Христа (Церковь) приходит к Нему, но прежде Он пришёл. Невеста сочетается и становится затем одним Телом со Христом.
Но возможно ли человеку сочетаться с благодатью и не быть в земной жизни членом видимой Церкви? Можно ли, пребывая в благодати, после смерти стать членом Церкви (сочетаясь с благодатью при жизни, стать после смерти одним Телом в Воскресении)? Будут (были) ли такие в Священной истории? В этом вопрос. Разбойник, например, сочетался благодати, но не был одним Телом со Христом (отложил надежду до прихода Царства, фактически — до Воскресения, но получил задаток-обещание рая ещё до него от Христа-Спасителя), о его рождении от воды и Духа прямо ничего не сказано. Корнилий был приятен Богу, но был научен стать членом видимой Церкви. Но ведь не все даже знают о Церкви... Что же с ними? Я привёл некоторые места, которые указывают, что ответ неоднозначен...
Например, в Откровении есть описание древа жизни возле реки жизни (глава 22). Оно родит плоды своевременно, а листья его — для УВРАЧЕВАНИЯ языков (язычников). Но ведь дерево жизни всегда ассоциировалось в сознании христиан с Крестным древом и с Причастием (которое есть Плод Жизни, дарующий жизнь вечную). А что же листья? Исцелять в Геенне — будет некого... Чистилища тоже нет... Что же тогда?
Или притча о Страшном Суде. Нет там вопроса о Церкви видимой... Есть вопрос о том, что сделали малым сим... Но даже не знающие о Церкви могут по Промыслу и доброй воле весьма много посодействовать будущей проповеди, помочь верным, даже не подозревая об этом... "Если кто напоит чашей воды холодной одного из малых сих во имя ученика Моего, тот не потяряет награды своей", — говорит Христос.

Итак, не всё однозначно.

Рай и Царство различаются степенью причастности Богу, степенью Богообщения. В Царствии верные увидят Бога "лицом к лицу", познают Его, в раю же быть хорошо.

Для меня очевидно, что Церковь есть "Царство Божье внутри вас".
Но можно ли стать членом Церкви после смерти? А на Страшном Суде?

Вопрос не о критерии, а о возможности... Возможно или нет — вот в чём вопрос... "Невозможное человекам, возможно Богу. Ибо Богу всё возможно".
"Не думайте говорить в сердце своем: Мы имеем отцом Авраама. Бог может и из камней сих воздвигнуть детей Аврааму", — говорит Предтеча.
Начнём с ниневитян: они по словам Христа осудят фарисеев, поскольку покаялись на проповедь Ионы. Об их обрезании ничего не сказано (значит, это здесь вообще несущенственно...). Судить же будут ли грешники осуждённые? Или судить будет Христос со святыми? Кто тогда ниневитяне?

Например, вдова Сарептская (у которой три с половиной года жил Илья среди язычников, она тоже была таковой).
Например, Нееман, который был отпущен с миром Елисеем после исцеления от проказы. Нееман остался сирийским военачальником, не был обрезан, и вдруг пророк отпускает его с миром... Странно, не так ли?
А например, Гадаринский бесноватый, исцелённый Христом? О нём нет потом сведений... Не значит ли это, что они уже не нужны?
И т. д. и т. п. Примеров найдётся много...

Присоединились ли они, или Бог сознательно оставил их вне неё? Если последнее, то почему?
Это ключевые моменты...

Я согласен, что по молитвам Церкви Бог может вывести из ада умерших.

Интересно, что все названные обратились к Богу, о чём говорится прямо в Писании... Вдова Сарептская узанал в Илье пророка истинного, помогала ему и слушала его, каялась в грехах (помните: "Ты пришёл поминать мои грехи перед Богом", когда умер её единственный сын), "кто принимает пророка как пророка, получит награду пророка". Почему она не обратилась? Она обратилась от грехов и веровала Илье, но тот не призвал её быть иудейкой... почему?
Нееман открыто исповедовал перед Елисеем веру в Бога Истинного... Неужели это не обращение?
Гадаринский бесноватый получил от Христа задание рассказать о исцелении. Зачем давать задание погибающему и не "предопределённому ко спасению"?.. Чтобы тот верил в оное, надеялся и обманулся? Может, он присоединился потом, после Воскресения Христа к Церкви, но об этом ничего не сказано (и в иных случаях тоже)... Почему?
И т. д. и т. п.
Бог знает, кто спасётся, но Он не предопределяет этого, и даёт возможность таковую всем: "Бог всем хочет спастися и прийти в познание истины"... Слова о предопределении означают скорее, что Бог предопределил, что будут спасенные вообще, и предопределил дела их, то есть дал заповеди и силу их исполнять... Нет определения Бога, что тот спасётся, а тот — нет.

Как же быть с ниневитянами? А с царицей южной? Неужели Бог предопределил, что те погибнут? Зачем тогда была нужна проповедь пророка Ионы и приезд царицы Савской? И как тогда понять, что Бог всем хочет спастись, и одновременно предопределил, что эти не спасутся... Разве Бог раздвоился в Себе Самом?
Скажете: "Горе тебе, Капернаум... ибо если бы в Содоме и Гоморре случилось то, что в тебе, то стояли бы они по сей день... И если бы в Тире и Сидоне случилось подобное, то они покаялись бы в прахе и пепеле... Но сказываю вам, что отрадней будет в День судный тем местам, чем этим", — говорит Христос. Значит, им просто будет отрадней, но они могут быть осуждены также? Да. Но посмотрите на саму постановку вопроса: Если бы... то... Значит, это (спасение язычников)  в принципе возможно... Не сказано, что те точно погибнут, потому что они не иудеи и грешники, но сказано, что они могут спасены быть через покаяние и исправление... но это же касается и верных и иудеев... Ведь сколько раз Господь призывал к покаянию Свой народ? И принимал оное, когда было оно хоть немного искренним... Неужели Он не позаботится о язычниках?

И когда приходили ко Христу, то Он не так смотрел на человека, как привыкли смотреть люди... Люди смотрят на то, к какому обществу принадлежит человек (на лицо), и делают вывод о нём, но Христос не так: кто бы не пришёл к Нему, Он знает всё, и даже не обращает "должного" внимания (с точки зрения людей) на лицо. "Господь взирает на сердце, а не на лицо человеческое". Церковь выносит своё суждение о группе людей, об их обществе (как и сама Церковь есть Общество Богообщения), но Христос смотрит на каждого индивидуально... Даже отлучение могло выноситься учению, а не человеку...

Воплощение, Страсти, Смерть и Воскресение Христа не для восполнения истины и добра (хотя Христос пришёл "Всё исполнить"), но для спасения и обожения, для создания Церкви.
Но вопрос иной: могут ли люди присоединяться к Телу Христову (=Церкви) хотя бы на Суде, если они не принадлежали к Церкви видимой при жизни? Именно это важно...

Между прочим, даже в Крещении есть часть, которая предшествует непосредственно погружению, которая вопрошает о сочетании Христу после троекратного отречения от диавола... И лишь потом, после этого следует Крещение водой... Крещение бывает не только водой (есть мучеическое Крещение кровью)... Сначала отречение от диавола, затем сочетание Христу, и только потом — Крещение, присоединение к Церкви...
Кто следует даже за призывающей благодатью, следует в Церковь (Небесную)...

Относиетльно Таинств у отделившихся от Церкви сообществ — есть как минимум четыре разных версии у Отцов и Церковной практике... Сейчас как раз идёт обсуждение в группе "Шляхи відновленння єдності українського Православ'я" (где и я принимаю участие) этих концепций... Не всё так просто...
И ещё.
1. Церковь (земная) и евхаристически-молитвенное общение -- фактически неразлучны.  Церковь есть общение, Богообщение (хотя не всякое Богообщение есть Церковь)...
2. Вопрос о спасении необходимо ставить с точки зрения вечности... иначе он неполон и неправилен...
Смотрите также:
http://bogoslov.ru/text/443837.html#comment455173

Когда Московский Патриархат был непризнан (в 15 веке), тоКонстантинопольский и Московский Патриархаты были частями Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Спасительные Таинства совершались, но общение через Христа было в Нём. Ведь Церковь Едина не сама в себе, а через Христа. Христос был Миром Церкви всегда и есть Им вовеки...
Цитата: Александр Жабенко (
http://theology.at.ua/publ/1-1-0-1#comments)
"Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". (Матф. 6: 9-15)
Посмотрев внимательнее на молитву Господню, увидим важные вещи:
1.Движение в молитве от вершин святости (способность непосрамленно именовать Бога Отцом, что свидетельствует о совершенстве и дружбе со Христом, подобно Апостолам или Аврааму, о избранном Богопознании), затем через Царствие Божье (когда Бог будет вся во всём) и волю Его (благодать), которая должна исполниться в верных и исполнить их, соделав воистину сосудами благодати уже здесь, переходит к прошению о хлебе надсущном (о Причастии Телу и Крови Христа — Церкви), потом же к прошению о прощении грехов, без которого нельзя причаститься неосудно, и наконец сходит к прошениям об избавлении от искушений, об укреплении немощных и колеблющихся, вплоть до изгнания бесов из одержимых и избавления от лукавства (ведь к Богу даже самые лукавые люди могут обратиться с покаянием и получить очищение). Но всё это — в силе Единосущной Троицы. Это движение охватывает всех, кто приходит к Богу с молитвой, всех желающих Богообщения. Не оскудевает сила Божья среди немощей человеческих, ибо Один и Тот же и называется Отцом, вводя в жизнь Троицы, и изгоняет бесов, исправляя лукавых людей.
2.Но видна Единость Бога в этой молитве. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор. 12: 4-6). И прощает Тот же Бог, и исцеляет, и обоживает, и даёт Себя именовать Отцом... И видны немощи людей в этой молитве. И в Церкви есть всегда те, кто нуждается в этом. И это — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.
3.Где же спасение согласно молитве Господней? Где грань причастности спасению? Сам Господь говорит прямо: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Итак, двери спасения — начинаются и открываются с прощения... Бог может искушаемых научить и укрепить даже вне Церкви, может изгнать бесов из одержимых, если те сочетаются Христу, отрекаясь диавола (как в чине Крещения), но двери открытые для спасения начинаются с прощения...
4.Да, можно одним лишь упоминанием о Боге устрашать бесов и укреплять искушаемых, даже будучи вне Церкви (ведь Один и Тот же устрашает бесов и укрепляет немощных призывающей благодатью)... Но только прощение открывает врата Царства...

Таинства часто рассмотриваются с точки зрения  метафизики Аристотеля (понятие действие в ней вообще не принадлежит к основным категориям, а для понимания Таинств оно необходимо в первую очередь). Одно уже это показывает неполноту схемы. Идея о "восполнении" Духом уже совершённой "формы" явно плохо доказуема... и в Писании её нигде нет...
А молитва Господня — есть...
И всё остальное — тоже...
Почему?

Цитата (Андрей Лемешко) (http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=299076.msg3715289#msg3715289):
"3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия...

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:3;5)
" (конец цитаты)

Приход Христа в Царском виде увидят все... Это во-первых.
Во-вторых, как быть с Ветхозаветной Церковью? А Адам? А Ной? А Енох?.. Насчёт Ноя, Отцы считают, что он "крестился в водах потопа". А Адам?

Раскольники сохраняют веру православную, но отделяются от Церкви по иным причинам... Еретики же повреждают веру и отделяются от Церкви.
Следует различать ересиархов и еретиков. Ересиарх — творец ереси и активный её проповедник, противник Истины Церковной (например, Арий, Евномий, Несторий...). Но еретик — может быть таковым по заблуждению, по неведению, по отсутствию православия в его среде или по культурной принадлежности (например, самарянин из притчи Христа — иудейский раскольник в силу своего рождения в Самарии, его родители — самаряне и т. д., но он не ересиарх).
А язычники, услышавшие проповедь о Христе и не принявшие её, разве анафематствуют этим Церковь или Христа?
Церковь в таких случаях (о Таинствах) ставит вопрос не о вере, а об Апостольском преемстве.
Господь же знает всё.

Кто противится Церкви, тот в ней не находится (особенно, если противление сознательное). А кто кается, или даже ей содействует, но ещё видимо к ней не принадлежит? "Истинно, истинно говорю вам: если кто напоит хотя бы чашей воды холодной одного их учеников во имя Моё, тот не потеряет награды своей", — говорит Христос... Люди награждают временными благами, но Христос как Вечный может наградить иначе... "Невозможное людям, возможно Богу".
Не всё так однозначно...
Помните блудницу Рахав? (Книга Иисуса Навина)... Она, кстати, пример веры.
Церковь уважительно относится ко всем, кто исповедует Иисуса Христа Господом и Спасителем, называясь таким образом христианами. А понимание автора статьи (Андрея Лемешко) плохо сочетается со  словами Апостола Павла: "Никто не может исповедовать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым".
Но какова мера Духа у таких христиан? Достаточно ли этого для спасения?

Но всех Господь зовёт ко спасению в Церкви, в соединении с Господом. Думаю, не дано нам полностью познать пути Господни в этом именно потому, чтобы никто из верных не раслаблялся и не оставлял трудов, думая, что он уже в Церкви, и чтобы все стремились к лучшему... Как и Апостол говорит: "Не думаю, чтобы уже достиг, но бегу, устремляясь вперёд... к высокому призванию во Христе Иисусе".

Мой подход экклесиологический. Он опирается в первую очередь на Писание и на жизнь Церкви (в том числе Таинственную). В первом нет прямого учения о действенности и действительности Таинств. Нигде там нет мысли о том, что если человек совершит "Таинства" вне Церкви, а потом присоединится к Церкви, то Дух сделает Таинства действенными... Просто ничего подобного в Апостольской Церкви не было... Оно (это учение) создано Отцами, чтобы объяснить жизнь Церкви... Но оно не всё объясняет... Например, то, что я написал... И это нуждается в пояснении...

Продолжу мысль, чтобы она была правильно понята...
Во времена Апостолов человек не мог отделиться от Церкви, а потом присоединиться к ней при жизни. Отлучение от Причастия было пожизненным. Поэтому всякий, кто отделялся от Церкви, уже не принадлежал ей на земле видимо. Его оставляли на суд Божий. Лишь затем отпавшим разрешили лишь перед смертью примирение с Церковью, потом смягчение дисциплины шло дальше... Но всего этого не было в Церкви при Апостолах... Посему никакого учения о действенности и действительности Таинств во времена Апостолов не было... Например, Павел нашёл учеников Иоанна Крестителя, которые крестились в покаяние в Эфесе (Деяния 19). Он крестил их во имя Христа (в Писании Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа встречается наряду с упоминанием Крещения во имя Иисуса Христа, — это одно и то же) и те получили дар Святого Духа. И нигде нет упоминания о том, что во времена Апостолов были некие "Церкви", которые отделились от Церкви, что у них были действительные Таинства и проч.
Внутри Церкви были разделения, но всех призывали Апостолы к единству во Христе (не буду приводить здесь цитаты, их много)...
Все ожидали Приществия Христова, посему очень актуальными были слова Христа: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые положил Отец во власти Своей. Вы же будете свидетелями...", о которых говорил ранее...
Вопрос о границах действия спасительной благодати кажется по сложности и по сфере действия очень близок к вопросу о наступлении конца света, о времени которого никто не знает... Посему и вопрос о спасении людей имеет подобные ограничительные рамки... Его можно рассматривать лишь в эсхатологической перспективе, и то лишь по признакам (как и вопрос о близости конца света рассматривается по признакам)...
Также и написанное о молитве Господней...
Лишь потом с развитием и распространением Церкви стали появляться и разделения, смягчалась дисциплина и в конце концов возникла необходимость как-то объяснить практику жизни Церкви. Но думаю, ничего в ней нет такого, что бы противоречило тому, что написал явно. А о том, что спрашиваю, то нуждается в рассмотрении.
Никто также не ответил на вопрос о сочетании Христу и Крещении. А именно эта практика встречается ещё с первых веков... Она, очевидно, и может пролить несколько больше света на этот вопрос...
Думаю, все теории Отцов пытаются объяснить факт Церковной жизни. Фактически это попытка описать опыт Богообщения, который уже чудесен... Но именно поэтому он плохо укладывается в рациональные схемы...

 



Источник: http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=299076
Категория: Христос и добродетели | Добавил: olexandr (03.10.2009) | Автор: Александр Сергеевич Жабенко
Просмотров: 2770 | Комментарии: 20 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 13
1 olexandr  
0

2 olexandr  
0
Цитата:
Излияние Святаго Духа
Догматично -- Церковь Христова, Его Невеста -- Единая Святая Соборная и Апостольская (Символ веры). Иных "Церквей" нет... В том числе "поврежденных"... Поэтому догматично говорить о "неповрежденной" или "поврежденной" Церкви -- просто недоразумение... Церковь Христова не может быть повреждена: её не могут одолеть врата адовы, поскольку камень основания её -- Сам Христос-Победитель.
Но в практике Церковной встает вопрос о сохранности благодатной жизни в сообществах, которые видимым образом отделились от Церкви (подобно как встает вопрос о мере сохранности благодатной жизни в согрешившем человеке, в раскаявшемся грешнике: согрешил человек, но осталась ли с ним благодать)... Церковные разделения подобны ранам на Теле Христа... И именно в таком контексте можно говорить о степени "поврежденности"-"неповрежденности" церквей. Здесь же встает вопрос о границе Церкви и проч.
Это антиномично (логически кажется противоречивым, хотя таковым все же не является).

3 olexandr  
0
Теперь продублирую, чтобы не было сомнений об авторстве.
Цитата:
Излияние Святаго Духа
единственным критерием принадлежности Христу есть исполнение Его воли. Остальное не дает никаких гарантий: "Истинно говорю вам: многие скажут Мне в тот день: разве не Именем Твоим мы изганяли бесов и творили великие чудеса? Но Я отвечу им: Отойдите от Меня, все делающие неправду и беззакония. Я никогда не знал вас... Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! (молится, значит верит!) войдёт в Царствие, но исполняющие волю Отца небесного", -- говорит Христос. А воля Отца: чтобы все были едины, как и Отец и Сын едины...
Цитата:
Излияние Святаго Духа
знания о Боге вовсе не тождественны любви к Нему. Даже атеист может знать больше верующего о Боге, но не знает Самого Бога... Но ЗНАНИЕ БОГА -- и знание о Боге отличаются так же, как и знания о человеке и знания человека. В первом случае, речь идет о некоторой информации о ком-то, а во втором -- о личном познании, глубоко личных отношениях с знаемым. Иоанн говорит о Христе, что Тот не нуждался в том, чтобы кто-либо свидетельствовал о человеке, ибо Сам ЗНАЛ человека, то разумеет именно знания Христом как Богом всего сокровенного в человеке, всего человека, его личность... И подумайте, если бы это было тождественным, тогда мог бы Христос сказать: "Отойдите от Меня все творящие беззакония! Я НИКОГДА не ЗНАЛ вас!" Он ведь говорит о верующих в Него, которые молятся: Господи, Господи! Итак, они ЗНАЮТ о Христе, даже думают, что творят чудеса от Его Имени, но... но они НЕ ЗНАЮТ ЕГО, НЕ ПОЗНАЛИ ЕГО... Познание Бога есть исполнение заповедей, а поэтому и любовь, ведь именно любящий исполнит заповеди, и никто иной... ПОСЕМУ и Он говорит: Я НИкогда НЕ ЗНАЛ вас... Хотя как Бог знает все и всех...
Не было у Него личных отношений с этими беззаконниками, которые веруют в Него, но не веровали Ему... Именно этому удивлятся они, когда спросят: разве мы не именем Твоим чудеса творили, изгоняли бесов и проч.? Они то думали, что у них личные отношения с Ним, но они ошиблись...

Лишь исполняющий волю Отца небесного имеет личные отношения с Богом...
Цитата:
Излияние Святаго Духа
Те протестанты, которые полюбили грешника по заповеди Христа, в тот самый момент они, думаю, ЗНАЛИ Бога. Когда человек всем сердцем обращается к Нему в молитве, в тот момент он тоже знает Его. На это есть воля Божья. Когда человек исполняет заповеди, то знает Бога. Но когда грешит -- забывает Его. Когда не кается -- перестает знать... И потом уже не знает Бога...
Вот, например, благоразумный разбойник на кресте -- сначала не знал Христа, хулил Его (Мф. и Мк.), но затем исповедовал истину, покаялся и познал Христа, обратившись к Нему всем сердцем, всею душой, всем разумом -- полностью и навеки -- "Помяни меня, когда приидешь во Царствии Твоем!" -- и был спасен Христом.
Знание Бога -- личное, ипостасное, но оно может меняться... Грешники Бога не знают, а праведные познают... Но это знание меняется, поэтому оно ненадежно для спасения. Ведь все грешат, забывая Бога, а покаяться успеют ли, как разбойник? В момент обращения к Богу, покаяния, человек познаёт Бога, но может потом и забыть...
Личный подвиг -- важен, но он меняется... И личные отношения с Богом потому меняются...


4 olexandr  
0
Христос говорит: "Кто ест Мое тело и пьет Мою кровь, тот во Мне пребывает, и Я -- в нем... Кто не будет есть Мое тело и пить Мою кровь, тот не будет иметь жизни, которая бы в нем пребывала". Здесь, думаю, Христос говорит о причастности Телу Своему -- Церкви. Итак, кто не принадлежит Церкви видимо, тот не будет иметь жизни, которая бы в нем пребывала постоянно. Таковой подобен тростнику, который качается ветром в разные стороны, он может познавать Бога, но может и забывать о Нем и не знать Его... Спасение таковых -- в руке Божьей, но оно неведомо нам. Церковь же имеет надежду и молится.

5 olexandr  
0
Смотрите также:
http://www.theology.at.ua/publ/1-1-0-33

6 olexandr  
0
Смотите также:
О Евхаристии

7 olexandr  
0
Цитирую "О Таинстве Евхаристии":
"Общение -- есть действие, причем воипостазированное в большей степени, чем, возможно, иные действия. Но действие вторично по отношению к действующему и естеству.
Общение Троицы дарует жизнь людям. Дыхание жизни приходит через общение с Богом. Что означает здесь общение человека и Бога? Что значит ответ человека Богу? Каково значение человека в этом общении? Каково значение человека? Что может дать человек Богу? "Что у тебя есть, что бы ты не получил? И почему тогда хвалишься, если получил?" Видимо, Евхаристия говорит людям о том, что возможно личностное "взаимопребываение" ("Кто ест Мое Тело и пьет Мою Кровь, тот во Мне пребывает, и Я -- в нем", -- говорит Христос): ведь отдав даже все, человек отдает Богу лишь то, что получил, что Божье. Итак, приобрев от Бога все, и отдавая Богу все, человек приобретает все как Божье, как Божий дар, и приобретает Самого Бога. Здесь уже не страшны ни раны, ни боли, ни смерть: ведь смерти нет во Христе."

8 olexandr  
0
Смотрите комментарии:
http://www.bogoslov.ru/text/1099522.html#comment1183396
А когда Апостолы проповедовали язычникам, какое "общение" у них было? А когда те уверовали им, какое оно было? А какова была вера Апостолов в общении с язычниками? Вера была полной и Апостольской, а вот общение -- нет. Тем не менее, именно для этого они и были посланы. Чтобы приводить в полноту общения, "в полноту возраста Христового". "Когда язычники законное творят, то разве не свидетельствуют сим, что дела Закона написаны в их сердцах?"...
Интересно, а когда человек "приходит в меру полного возраста Христового", а "Церковь пребывает как бы в муках рождения", то какое общение у Нее с этим человеком? "Неполное" (только в Апостольском понимании, а не католическом). Кстати, у всех необОженных общение в той или иной степени "неполное"... Поскольку они не пришли в меру "полного возраста Христового". И Апостолы это прекрасно понимали. А вот ревнители "недвусмысленности" -- нет...
Или иной пример: вот Адам согрешил -- какое общение стало у него с Богом? "Неполное". Но все же "общение". А Давид? В "неполном общении" после греха с Вирсавией он написал Боговдохновенный Псалом покаянный...
В "неполном общении" язычница-хананеянка испросила исцеления у Христа для дочери... А самарянин поставлен в пример законнику.
И т. д. и т. п.
Не буду перечислять многочисленные примеры.

http://www.bogoslov.ru/text/1099522.html#comment1187399
Да общение Церкви есть общение Таинств. В первую очередь Евхаристии.
Апостолы проповедовали по благодати язычникам и те принимали благодать, но потом принимали и Крещение и Таинства. А относительно "полного возраста Христового" -- вот именно в таком понимании возможно "неполное Церковное общение". И именно в таком "неполном общении" пребывают почти все.
слова о муже и жене: "Неверующий муж освящается верующей женой, а неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе были бы дети нечисты, а так -- святы" (1 Кор. 7)?
Видите в греческом языке того времени, "общение" -- κοινωνια -- может означать и брак. Итак, видите, не только в браке освящаются супруги друг другом во Христе, но и их дети...
Итак, взаимоотношение веры и освящения не такое простое... а брак таких супругов всего лишь естественный союз, семья...
А значит, естественное общение Церкви -- также общение. Хотя не в Таинствах. Но общение Церкви.

http://www.bogoslov.ru/text/1099522.html#comment1192686
Относительно «общения Церкви»: видите, в таковом
пребывают все, кто только не исключил себя из него своевольно.

Апостолы проповедовали всем, и даже тем, кто был
против. Все они – были среди тех, кто общался с Апостолами. Но если исключали
себя, то не общались. Так, Иуда предательством исключил себя от общения
Христового, общения Апостольского. А Никодим и Иосиф Аримафейский – наоборот,
не исключали себя от общения. И они – друзья Христовы.

Помните, Царство Божье подобно закваске, которую жена
положила в три меры муки, пока вся не скиснет. Жена – Церковь, а мука – все
человечество. Общение благодати должно испытать все человечество, кроме извергающихся вон самими собой.

Христос пришел умереть за всех, и потому Церковь
молится «о всех и о вся» на Евхаристии, кроме тех, которые противятся такой
молитве, как хулящих Духа Святого. Но и о них даже некоторые подвижники лично
молятся, например, молился св. Исаак Сирин, даже о бесах.

Между прочим, и о язычниках, и верных, и о всех, кроме
хулителей.

Смотрите, например, Нееман-сириянин был исцелен от Елисея, и был отпущен тем с миром. Мир от пророка, мир от Бога. Мир от Христа – спасение. Или иной пример – чаша воды холодной во имя ученика – и награда.

Или пример самарянина.

И много тому примеров.

Церковь пребывает в общении со всеми, кроме
противящихся благодати.

Иное дело, что мера сего общения для всех различна.
Одна – для Апостолов, иная – для учеников, иная – для пастырей, иная – для
пожвижников, иная – для иных, иная и для кающихся, иная и для согрешающих, иная
и для неведающих, иная и для язычников... Нет общения только с хулителями Духа
Святого. До их покаяния (если таковое имеет место).

И слова относительно «мук рождения Церкви, пока не
вообразится Христос», – не зря сказаны. И о «полном возрасте Хрисовом»... И
также те, которые говорятся о муже и жене.

Да, Церковь призвана в общение. Мы призваны. Все
призваны.


9 jnet  
0
А понимание автора статьи (Андрея Лемешко) плохо сочетается со словами Апостола Павла: "Никто не может исповедовать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым".
-------------------------------------

Андрей Лемешко исправился:-)

О границах Церкви.
Четыре подхода.

Общеизвестно три подхода:
1. Наличие только одного водного крещения с сохранением словесной формулировки.
2. Наличие только одного водного крещения при обязательном наличии в деноминации апостольской приемственности или хотя бы ее остатков.
3. Наличие водного крещения с сохранением словесной формулировке + неповрежденность догматов + наличие апостольской приемственности или ее остатков.
Для меня очевидно, что эти три критерия по которым определяют, находятся ли представители, той или иной деноминации в границах Вселенской Церкви, должны быть дополнены. И дополнены именно Новозаветным подходом который звучит так: 'никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.'(1Кор.12:3). Если человек называет, Исуса Христа Богом и Господом, он уже член Вселенской Церкви в чине оглашенного. Или изучающего учение Христа.
Остальные же три перечисленные градации лишь указывают на то как близко человек или группа людей приблизились к границам Церкви Верных, к границам Духа Святого пребывающего в Церкви Верных и спасенных. Пребывание же таковых в границах Вселенской Церкви, пусть даже и в неком Притворе Церкви Верных не должно ставится под сомнение.
http://zhurnal.lib.ru/l/lemeshko_a_w/aq.shtml


10 olexandr  
0
Отослан как комментарий к статье:
Проект документа Межсоборного Присутствия «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов»
"«Разве судит Закон наш человека, если прежде не узнает, что он делает?», – говорит Никодим (Иоанна 7).
Не касаясь вопроса исторического (о том, является ли то, или иное сообщество раскольническим или еретичным), посмотрим на учение Церкви.
Сперва несколько замечаний по поводу догматики, поскольку теория о восполнении одних Таинств другими Таинствами здесь справедливо критикуется в комментариях.
Итак, первое, что необходимо засвидетельствовать.
«Относительно «общения Церкви»: видите, в таковом пребывают все, кто только не исключил себя из него своевольно.
Апостолы проповедовали всем, и даже тем, кто был против. Все они – были среди тех, кто общался с Апостолами. Но если исключали себя, то не общались. Так, Иуда предательством исключил себя от общения Христового, общения Апостольского. А Никодим и Иосиф Аримафейский – наоборот, не исключали себя от общения. И они – друзья Христовы.
Помните, Царство Божье подобно закваске, которую жена положила в три меры муки, пока вся не скиснет. Жена – Церковь, а мука – все человечество. Общение благодати должно испытать все человечество, кроме извергающихся вон самими собой.
Христос пришел умереть за всех, и потому Церковь молится «о всех и о вся» на Евхаристии, кроме тех, которые противятся такой молитве, как хулящих Духа Святого. Но и о них даже некоторые подвижники лично молятся, например, молился св. Исаак Сирин, даже о бесах.
Между прочим, и о язычниках, и верных, и о всех, кроме хулителей.
Смотрите, например, Нееман-сириянин был исцелен от Елисея, и был отпущен тем с миром. Мир от пророка, мир от Бога. Мир от Христа – спасение. Или иной пример – чаша воды холодной во имя ученика – и награда.
Или пример самарянина.
И много тому примеров.
Церковь пребывает в общении со всеми, кроме
противящихся благодати.
Иное дело, что мера сего общения для всех различна. Одна – для Апостолов, иная – для учеников, иная – для пастырей, иная – для пожвижников, иная – для иных, иная и для кающихся, иная и для согрешающих, иная и для неведающих, иная и для язычников... Нет общения только с хулителями Духа Святого в их хуле. До их покаяния (если таковое имеет место).
И слова относительно «мук рождения Церкви, пока не изообразится в вас Христос», – не зря сказаны. И о «полном возрасте Христовом»... И также те, которые говорятся о муже и жене («Неверующий муж освящается верующею женою, и неверующая жена освящается верующим мужем. Иначе были бы нечисты их дети, а теперь же святы»).
Да, Церковь призвана в общение. Мы призваны. Все призваны»
(цитирую: http://www.bogoslov.ru/text/1099522.html#comment1192686)
"

11 olexandr  
0
"Очевидно, в цитированных выше притчах о закваске и мерах муки говорится о времени и возрастании Царства Божьего. Но вот, что интересно: Господь говорит о том, «пока ВСЕ не вскиснет».
«И проповедана будет Евангелие сие всем народам на свидетельство, и тогда придет конец». Здесь также употреблены слова, связанное со временем («конец», «тогда») и также говорится о «всех».
Случайна ли эта связь времени, конца и всего человечества?
О Вознесении Христовом так повествует Книга Деяний Апостольских: «Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деяния 1: 1-8).
Видите, Господь не отвечает на вопрос о восстановлении Царства Израилю явно, но говорит: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
Итак, вопросы спасения человечества окончательно будут решены в Царствии Божьем.
А теперь переходим к вопросу о границах Церкви. Видите, с одной стороны: Апостолы (а в их лице – Церковь) получили власть «вязать и решить», но с другой, они не имеют окончательной власти, которая как и время конца – во власти Отца, Бога. Итак, Церковь все же не имеет окончательного ответа на вопрос окончательной участи каждого человека, поскольку он отдан Господу как Верховному Судье. Но свидетельство Церкви важно.
Господь говорит о времени, но также и о том, что конечный ответ на вопрос о спасении человечества во власти Отца: «Не ваше дело знать». Подобный ответ слышим от Него Петру относительно Иоанна: «Если Я захотел, чтобы он остался, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мной» (Иоанна 21).
Видимо, это ответ Господа в подобных случаях. «Я хочу (Моя воля и власть)», «что тебе до того?», «Иди за Мной».
В ином месте Дух говорит: «Помилую, кого захочу помиловать».
Суд Церковный не является Таинством потому, что Таинства – для спасения, но он важен, поскольку свидетельство Церкви о гибели какого-либо человека является предупреждением ему и другим, способом уврачевать возможные заблуждения.
Еще об этом Господь строго говорит, обличая фарисеев: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Матф. 23: 16-22). Итак, есть первенство спасения: Господь, Церковь, Таинства, Воскресение мертвых. Она отражена также в порядке Символа веры."

12 olexandr  
0
"Второе, что необходимо изучить прежде ответа на правильность изложенной здесь точки зрения: были ли крещены Апостолы до Тайной Вечери?
Вот места Писания, в которых этот вопрос непрямо затрагивается:
1) «Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деяния 19: 3-5) Крещение Иоанна Крестителя не есть то же самое, что и Крещение Церковное. Очевидно, что ученики Иоанна Крестителя (по крайней мере свв. Андрей Первозванный и Иоанн Богослов) были крещены Иоанновым Крещением, но оно не тождественно Крещению Церковному.
2) «Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, – хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Иоанна 4: 1-2). Сам Иисус не крестил, но крестили его ученики. Каково было их Крещение тогда? Очевидно, оно не было в Смерть и Воскресение Христово (ученики тогда не понимали этого и, может, даже и не думали), поэтому скорее всего было подобно Крещению Иоанна – Крещением в покаяние. Означают ли, что Иисус не крестил учеников, эти слова?
3) «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 4-5).
4) «Я крещу вас водой, но … Он будет крестить вас Духом и огнем», – слова Иоанна Крестителя. Когда произошло это последнее для учеников Христа? Смотря на предыдущее – в день Пятидесятницы. Но тогда Евхаристия Тайной Вечери была принята ими без сего Крещения. Более того, если внимательно посмотреть, то в Деяниях не говорится, что ученики совершали Евхаристию от Воскресения Христового до Пятидесятницы (говорится: «пребывали единодушно вместе» «в молитвах», но не говорится о «преломлении хлеба»).
Если Апостолы не были Крещены водой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, тогда странным выглядит то, что они причастились на Тайной Вечере. Ведь по учению Церкви – Евхаристия – Одна – совершена раз и навсегда на Тайной Вечере Христом. А Церковь не повторяет ее, совершая новую почти каждый день (кроме Страстной Пятницы), а причащается тех же Таин, что и Апостолы на Тайной Вечере. Тогда необходимо рассмотреть вопрос о правиле св. Тимофея Александрийского, которое цитировали ранее.
Если же при Сошествии Духа Святого на Апостолов без их Крещения во имя Троицы они получили дары, тогда это также странно.
Думаете, их водное крещение Иоанна (хотя бы для Андрея и Иоанна Богослова) было «восполнено» Духом Святым так, что они уже не крестились по-церковному? Но почему тогда Павел говорит креститься ученикам Иоанна?"

13 olexandr  
0
Цитирую:
http://www.bogoslov.ru/text/1304049.html#comment1390937
"Оставляя опять же в стороне историю (которая рассматривается не в этой теме), посмотрим на богословие.
Поскольку никто не решился ответить на заданные мной вопросы с выводами из них, то это придется делать мне.
Возможность рассматривать вопрос так уже говорит о том, что следует обдумать следующие выводы:

1. Господь по-разному определяет принадлежность Церкви в разное время истории -- одним способом определялась принадлежность к народу Божьему в Ветхозаветное время (от Адама до Моисея и от Моисея до Рождества Христового), иным во время от Рождества Христового до Пятидесятницы, иным -- после Пятидесятницы. В Ветхом Завете таковым были как обрезание, так и другие признаки. При Схождении Духа Святого на Апостолов -- они начинают совершать Таинства. И так до сих пор. Во время же земной жизни Спасителя -- принадлежность Богу определялась по участию в жизни Христа -- не только ученики, которые ходили за Христом, но и жены, и слушатели, и свидетели чудес, уверовавшие -- все они являлись Божьими. И Господь не говорил тогда им крестится, потому что не пришло еще время. Что же общего у всего этого? Это участие в Домостроительстве Божьем. А сердце всего Домостроительства -- это Христос. Он соединяет в Себе все пути спасения. В дни приснопамятных Страстей Христовых и в Воскресение Его это видно со всей ясностью. Со Христом оказались не только Богородица, не только ученики, которые и разбежались, но и Никодим, Иосиф, благоразумный разбойник.
2. Что же, миновали и не возвратятся времена те? Нет, Господь всегда, ныне и вовеки -- Тот же. Апостолы после Пятидесятницы начали крестить и совершать Евхаристию. Господь же принял Крещение в Иордане от Иоанна, Сам не имея нужды, нам в пример, и совершил Евхаристию еще до Своих Страстей, а не по Воскресении. Почему? Апостолы и их преемники совершают Евхаристию в воспоминание Христа после Пятидесятницы, как Церковь, а Он совершил ее Раз и Навсегда, Единожды, чтобы все благое соединить в Себе для Бога. Евхаристия одна, но она -- принесена Христом "за многих". Потому и Церковь пребывает в общении со всеми, кто только не отрекся от этого общения самовольно, принося Бескровную Жертву "о всех и о вся". Но будем помнить слова Господни, что будут дни, когда будут искать хотя бы один день Сына Человеческого, и не найдут."


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz