Вторник
19.03.2024
11:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Православное богословие
Главная Регистрация Вход
Тезисы и очерки »
Меню сайта

Категории каталога
Христос и добродетели [59]
О добродетелях во Христе и как нам учиться им.

Наш опрос
Побудили ли материалы сайта к размышлениям?
Всего ответов: 10

Главная » Статьи » Христос и добродетели

Какая самооценка у христианина, или о любви к жизни (психология)
Администратор не несет ответственности за рекламу на сайте и содержание Гостевой книги. Она предоставляется сервером (компанией uCoz) без участия Администратора. Она часто является неправославной, потому всякий читает ее на свой риск

Цитирую: 
Аронсон, Э. Большая психологическая энциклопедия. Почему человек ведет себя так, а не иначе. Психологические законы человеческого поведения / Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. — СПб., Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 558, [2] с.: ил. 
Резюме к главе 6. Самооправдание и потребность в сохранении самоуважения. (С. 214-215) (нумерация абзацев моя — для удобности использования). 
"1) Одной из самых сильных детерминант в человеческом поведении является потребность оправдать свои поступки, чтобы поддержать высокую самооценку. В этой главе мы видели, что данная потребность имеет ... последствия для ... поведения людей. По теории когнитивного диссонанса (cognitive dissonance theory), человек испытывает дискомфорт (диссонанс), когда осознает, что какой-либо аспект его поведения расходится с его я-концепцией (self-concept). Человек стремится избавиться или слабить ощущение диссонанса, изменив свое поведение или оправдав свое поведение в прошлом так, чтобы поддержать позитивное представление о себе. В ходе процесса самоубеждения (self-persuation) происходит изменение установок (отношение к поведению, самому себе и ценностям — прим. автора). 

2) Диссонанс неизбежно возникает после принятия значимых для человека убеждений (диссонанс после принятия решений — (postdecision dissonance), так как мысль о том, что "я выбрал А" не согласуется с мыслью о том, что "гораздо лучше было бы выбрать Б". Люди избавляются от такого диссонанса, когда их симпатия к избранному пути возрастает, а к отвергнутому — снижается...

 

3) Диссонанс также возникает после того, когда человек приложил много усилий, чтобы добиться своей цели, оказывающейся на деле скучной и тягостной. Наблюдается явление оправдания усилий (justification of effort), когда человек усиливает симпатию к тому, чего достиг. 

 

4) Третий источник диссонанса — совершение человеком глупого, аморального или абсурдного поступка в условиях недостаточно сильного наказания (Insufficient punishment). Например, когда люди говорят о чем-то, противореча собственным установкам (защищая встречную установку — countererattitudinal advocacy), так как внешнего оправдания (external justification) мало, то люди находят внутреннее оправдание (internal justification) своему поведению, начиная верить в свои слова. Точно так же, если человек не совершает какой-либо поступок, зная, что его ждет небольшое наказание, он начинает думать, что этот поступок на самом деле необязательно совершать. Когда получается, что человек оказывает кому-то услугу за незначительное вознаграждение, он начинает думать, что ему нравится тот, кому оказана эта услуга. Оборотная сторона такого способа уменьшения диссонанса имеет довольно зловещие последствия: если человек видит, что веет себя жестоко по отношению к другому и не может оправдать свои действия, он начинает унижать жертву, предполагая, что та этого вполне заслуживает. Наконец, исследования диссонанса — некомфортного состояния, от которого человек стремится избавиться, показали, что диссонанс сопровождается физиологическим возбуждением. 

5) За последние годы социальные психологи расширили теорию диссонанса и нашли новые ... направления, исследуя идею о том, что каждый человек стремится сохранить самоуважение. Теория сохранения самооценки (self-evaluation maintenance theory) предполагает, что диссонанс возникает в межличностных взаимоотношениях, когда кто-то близкий нам превосходит нас в выполнении задания, непосредственно связанного с нашим самоопределением. Люди могут ослабить этот диссонанс, отдалившись от другого человека, усовершенствовав свое собственное мастерство, сорвать планы другого человека или принизить уместность задачи. Теория самоутверждения (self-affirmation theory) говорит о том, что человек разными способами избегает угрозы для своего самоуважения. Когда диссонанс, вызванный угрозой для самоуважения в какой-то области, не исчезает и не ослабляется, человек ободряется, если может самоутвердиться в другой сфере. Исследования, посвященные теории самопроверки (self-verification theory), предполагают, что потребность укрепить наше самоуважение иногда противоречит потребности проверить наш взгляд на самих себя. Когда люди с негативными представлениями о себе беспокоятся о том, что другие обнаружат, что они не те, кем кажутся, и когда они думают, как можно изменить и улучшить эту нежелательную сторону самих себя, они предпочитают получать такую обратную реакцию, которая подтвердит их низкое мнение о самих себе, а не возвеличивающую их "я" оценку... 
" 
К п.1)

Видите, человек пытается оправдывать свое поведение, чтобы сохранять свои представления о себе, какими бы они не были. Но при этом он не склонен познавать себя таким, каким он есть. У обычного человека всегда есть склонность сохранять самооценку, свои представления о себе. 
К п. 1, 2, 3, 4)

Кто враги христиан?

Посмотрите, если человек делает жестокость по отношению к кому-либо и имеет позитивную самооценку, то он склонен еще и унижать свою жертву (ведь человек ищет способ достаточно оправдать свою жестокость, свои действия и сохранить представления о себе как хорошем человеке), считая, что та того заслуживает...

Если человек делает кому-либо добро, то он начинает думать, что этот человек ему (ей) нравится (он оправдывает свое добро тем, что человек, которому делает добро, хороший).

Наконец, люди начинают верить чему-либо, убеждая себя, что это так. 
Итак, когда человек думает о некоей стороне себя хорошо, то он склонен не видеть плохого в этом направлении, а значит, склонен не изменять себя к лучшему. Если же видит себя с плохой стороны, считает себя плохим в чем-то (например, думает, что он — бездарен или нечто подобное), то он склонен поддерживать свое мнение о себе таким и не исправляться в плохом. 

Так или иначе, он не полностью истинен в этом. Он (она) не познает себя настоящим (настоящей)...

И вот представьте себе, встречает такой обычный человек, который склонен оправдывать себя, христианина. Ему будет казаться странным, что тот не склонен оправдывать себя. Наоборот, христианин познает себя, и не спешит составлять о себе мнение и оценку — ни плохую, ни хорошую. Он познает свои достоинства и немощи, но не спешит давать им полную и окончательную оценку. Он может изменять их к лучшему. Он честнее с собой и с другими. Его заботит не сохранение самооценки, некоего образа-представления о себе, а сохранение и исполнение заповедей...  
Ядром его самооценки служит в конечном итоге не представления о себе, а вера и Божьи заповеди, Сам Господь в благодати. 
Вот почему христиане познают себя, но вместо желания сохранять свою самооценку, они желают исполнять заповеди и быть честными. Они говорят: "Уже не я живу, но живет во мне Христос".  
А другие люди этого не понимают. Они не понимают, почему Исповедь должна быть откровенной, ведь это влияет на самооценку... Они не понимают, почему христиане готовы признавать свои ошибки, а не оправдывать свои действия. Они не понимают, почему христиане не боятся правды о себе, не боятся мнений других, почему они такие внутренне свободные и независимые, ведь вместо самооценки у них — исполнение заповедей... Это обычному человеку нелегко понять, и он может становиться врагом христиан ради сохранения самооценки и самоуважения... 
Кому-то это может казаться слабостью, но христиане обретают истинную силу и свободу, приближаясь ко Христу и познавая себя. Это и называется смирением. 

Но именно любовь к такому непонимающему обычному человеку может научить христиан любви, а ему (ей) показать, что человек есть образ не себя самого, а Христа, и призван к подобию Христу.

Но скажете, что же укрепляет христиан в действиях, ведь они тоже испытывают диссонанс? Не самооценка, а любовь... к жизни. К Богу, к себе, к ближним, к природе... Вместо потребности самоуважения у них — любовь...

Любовь же сильнее уважения...

Истинные христиане — люди не с самооценкой, а любовью к жизни...


Источник: http://vkontakte.ru/note13204496_10392710
Категория: Христос и добродетели | Добавил: olexandr (23.12.2010) | Автор: Александр Сергеевич Жабенко
Просмотров: 7188 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz