Администратор не несет ответственности за рекламу на сайте и содержание Гостевой книги. Она предоставляется сервером (компанией uCoz) без участия Администратора. Она часто является неправославной, потому всякий читает ее на свой риск
Цитирую:
Аронсон, Э. Большая психологическая
энциклопедия. Почему человек ведет себя так, а не иначе. Психологические законы
человеческого поведения / Эллиот Аронсон, Тим Уилсон, Робин Эйкерт. — СПб.,
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 558, [2] с.: ил.
Резюме к главе 6. Самооправдание и потребность
в сохранении самоуважения. (С. 214-215) (нумерация
абзацев моя — для удобности использования).
"1) Одной из самых сильных детерминант в
человеческом поведении является потребность оправдать свои поступки, чтобы
поддержать высокую самооценку. В этой главе мы видели, что данная потребность
имеет ... последствия для ... поведения людей. По теории
когнитивного диссонанса (cognitive dissonance theory), человек испытывает дискомфорт
(диссонанс), когда осознает, что какой-либо аспект его поведения расходится
с его я-концепцией (self-concept). Человек стремится
избавиться или слабить ощущение диссонанса, изменив свое поведение или оправдав
свое поведение в прошлом так, чтобы поддержать позитивное представление о себе.
В ходе процесса самоубеждения (self-persuation) происходит
изменение установок (отношение к поведению, самому себе и ценностям — прим.
автора).
2) Диссонанс неизбежно возникает после принятия
значимых для человека убеждений (диссонанс после принятия решений — (postdecision
dissonance), так как мысль о том, что "я выбрал А" не согласуется
с мыслью о том, что "гораздо лучше было бы выбрать Б". Люди
избавляются от такого диссонанса, когда их симпатия к избранному пути
возрастает, а к отвергнутому — снижается...
3) Диссонанс также возникает после того,
когда человек приложил много усилий, чтобы добиться своей цели, оказывающейся
на деле скучной и тягостной. Наблюдается явление оправдания
усилий (justification of effort), когда человек усиливает симпатию к тому,
чего достиг.
4) Третий источник диссонанса — совершение человеком глупого, аморального или абсурдного поступка в условиях недостаточно
сильного наказания (Insufficient punishment). Например,
когда люди говорят о чем-то, противореча собственным установкам (защищая
встречную установку — countererattitudinal advocacy), так как внешнего
оправдания (external justification) мало, то люди
находят внутреннее оправдание (internal
justification) своему
поведению, начиная верить в свои слова. Точно так же, если человек не совершает
какой-либо поступок, зная, что его ждет небольшое наказание, он начинает
думать, что этот поступок на самом деле необязательно совершать. Когда
получается, что человек оказывает кому-то услугу за незначительное
вознаграждение, он начинает думать, что ему нравится тот, кому оказана эта
услуга. Оборотная сторона такого способа уменьшения диссонанса имеет довольно
зловещие последствия: если человек видит, что веет себя жестоко по отношению к
другому и не может оправдать свои действия, он начинает унижать жертву,
предполагая, что та этого вполне заслуживает. Наконец, исследования диссонанса — некомфортного состояния, от которого человек стремится избавиться, показали,
что диссонанс сопровождается физиологическим возбуждением.
5) За последние годы социальные психологи
расширили теорию диссонанса и нашли новые ... направления, исследуя идею о том,
что каждый человек стремится сохранить самоуважение. Теория
сохранения самооценки (self-evaluation maintenance theory) предполагает,
что диссонанс возникает в межличностных взаимоотношениях, когда кто-то близкий
нам превосходит нас в выполнении задания, непосредственно связанного с нашим
самоопределением. Люди могут ослабить этот диссонанс, отдалившись от другого
человека, усовершенствовав свое собственное мастерство, сорвать планы другого
человека или принизить уместность задачи. Теория
самоутверждения (self-affirmation theory) говорит о
том, что человек разными способами избегает угрозы для своего самоуважения.
Когда диссонанс, вызванный угрозой для самоуважения в какой-то области, не
исчезает и не ослабляется, человек ободряется, если может самоутвердиться в
другой сфере. Исследования, посвященные теории
самопроверки (self-verification theory), предполагают, что потребность
укрепить наше самоуважение иногда противоречит потребности проверить наш взгляд
на самих себя. Когда люди с негативными представлениями о себе беспокоятся о
том, что другие обнаружат, что они не те, кем кажутся, и когда они думают, как
можно изменить и улучшить эту нежелательную сторону самих себя, они
предпочитают получать такую обратную реакцию, которая подтвердит их низкое
мнение о самих себе, а не возвеличивающую их "я" оценку...
"
К п.1)
Видите, человек пытается оправдывать свое
поведение, чтобы сохранять свои представления о себе, какими бы они не были. Но
при этом он не склонен познавать себя таким, каким он есть. У обычного человека
всегда есть склонность сохранять самооценку, свои представления о себе.
К п. 1, 2, 3, 4)
Кто враги христиан?
Посмотрите, если человек делает жестокость
по отношению к кому-либо и имеет позитивную самооценку, то он склонен еще и
унижать свою жертву (ведь человек ищет способ достаточно оправдать свою
жестокость, свои действия и сохранить представления о себе как хорошем
человеке), считая, что та того заслуживает...
Если человек делает кому-либо добро, то он
начинает думать, что этот человек ему (ей) нравится (он оправдывает свое добро
тем, что человек, которому делает добро, хороший).
Наконец, люди начинают верить чему-либо,
убеждая себя, что это так.
Итак, когда человек думает о некоей стороне себя
хорошо, то он склонен не видеть плохого в этом направлении, а значит, склонен
не изменять себя к лучшему. Если же видит себя с плохой стороны, считает себя
плохим в чем-то (например, думает, что он — бездарен или нечто подобное), то
он склонен поддерживать свое мнение о себе таким и не исправляться в плохом.
Так или иначе, он не полностью истинен в этом. Он
(она) не познает себя настоящим (настоящей)...
И вот представьте себе, встречает такой
обычный человек, который склонен оправдывать себя, христианина. Ему будет
казаться странным, что тот не склонен оправдывать себя. Наоборот, христианин
познает себя, и не спешит составлять о себе мнение и оценку — ни плохую, ни
хорошую. Он познает свои достоинства и немощи, но не спешит давать им полную и
окончательную оценку. Он может изменять их к лучшему. Он честнее с собой и с
другими. Его заботит не сохранение самооценки, некоего образа-представления о
себе, а сохранение и исполнение заповедей...
Ядром его самооценки служит в конечном итоге не
представления о себе, а вера и Божьи заповеди, Сам Господь в благодати.
Вот почему христиане познают себя, но вместо
желания сохранять свою самооценку, они желают исполнять заповеди и быть
честными. Они говорят: "Уже не я живу, но живет во мне
Христос".
А другие люди этого не понимают. Они не понимают,
почему Исповедь должна быть откровенной, ведь это влияет на самооценку... Они
не понимают, почему христиане готовы признавать свои ошибки, а не оправдывать
свои действия. Они не понимают, почему христиане не боятся правды о себе, не
боятся мнений других, почему они такие внутренне свободные и независимые, ведь
вместо самооценки у них — исполнение заповедей... Это обычному человеку
нелегко понять, и он может становиться врагом христиан ради сохранения
самооценки и самоуважения...
Кому-то это может казаться слабостью, но христиане
обретают истинную силу и свободу, приближаясь ко Христу и познавая себя. Это и
называется смирением.
Но именно любовь к такому непонимающему обычному
человеку может научить христиан любви, а ему (ей) показать, что человек есть
образ не себя самого, а Христа, и призван к подобию Христу.
Но скажете, что же укрепляет христиан в
действиях, ведь они тоже испытывают диссонанс? Не самооценка, а любовь... к
жизни. К Богу, к себе, к ближним, к природе... Вместо потребности самоуважения
у них — любовь...
Любовь же сильнее уважения...
Истинные христиане — люди не с
самооценкой, а любовью к жизни...
Источник: http://vkontakte.ru/note13204496_10392710 |